Модельная мастерская Санкт-Петербургского порта, 1890 г.
Императорская яхта "Полярная Звезда" (1890 г.) - самая большая из всех российских императорских яхт. Она была спроектирована как военный корабль с вооружением. Яхта вошла в историю Великой Отечественной войны, став одним из символов блокадного Ленинграда.
Официальная закладка судна состоялась 20 мая 1888 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. При проектировании использовались чертежи английских крейсеров. В мирное время корабль должен был отвечать всем требованиям, предъявляемым к новейшей императорской яхте. По своему великолепию внутреннее убранство «Полярной звезды» не уступало дворцовым интерьерам. Это значительным образом повлияло на стоимость яхты, составившую внушительную по тем временам сумму — 3 577 100 рублей.
Торжественный спуск на воду состоялся 19 мая 1890 года. На «Полярной звезде» император Александр III и Мария Федоровна неоднократно посещали Финляндию, Данию и другие европейские страны. В июне 1894 года цесаревич Николай Александрович отправился на яхте в Великобританию для встречи с невестой — принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, гостившей у своей бабушки, королевы Виктории. С 1896 до 1914 года яхта принимала участие в смотрах Балтийского флота и торжественных встречах глав иностранных государств, здесь проводились дипломатические переговоры и устраивались роскошные приемы.
После революции «Полярная звезда» участвовала в Ледовом походе (февраль-май 1918 года) по спасению российских кораблей от захвата германскими и финскими войсками. В 1930-х яхта была переоборудована в плавбазу подводных лодок, во время Советско-финской и Великой Отечественной войн она обеспечивала их выход на боевое задание.
С сентября 1941 по май 1944 года яхта была пришвартована в Ленинграде, у Дворцовой набережной. Моряки «Полярной звезды» перебросили в Эрмитаж электрические кабели, по которым в здание музея поступало электричество, помогая, таким образом, сотрудникам Государственного Эрмитажа работать не смотря на блокаду. Это сотрудничество моряков и музейщиков стало символом несгибаемого мужества и стойкости. Электричество «Полярной звезды» осветило в октябре 1941-го конференцию, посвященную 800-летию великого азербайджанского поэта Низами Гянджеви, а в декабре того же года — торжественное заседание, приуроченное к 500-летию великого узбекского поэта Алишера Навои.
Яхта завершила свою службу в 1961 году, когда была превращена в корабль-мишень для испытания советских корабельных крылатых ракет, что и привело к ее затоплению в Рижском заливе. (по материалам журнала "Государственный Эрмитаж")