ЦВММ представил выставку «Страницы жизни моряка-художника. К 195-летию со дня рождения А.П. Боголюбова»

В Центральном военно-морском музее прошла церемония открытия выставки «Страницы жизни моряка-художника», приуроченной к 195-летию со дня рождения Алексея Боголюбова – морского офицера, знаменитого художника, активного пропагандиста русской культуры и знатока новых направлений европейского искусства.

Директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай, обращаясь к гостям церемонии, отметил неординарность представленной выставки, которая впервые со времени переезда музея в здание бывших Крюковских казарм развернута не в Центре временных выставок ЦВММ, а непосредственно на втором ярусе самого масштабного зала постоянной экспозиции музея зала «Слава русского флота».

- Сомнения относительно организации выставки именно в таком формате были, но результат превзошел наши ожидания. Благодаря созданию выставки экспозиция зала «Слава русского флота» пополнилась многими новыми экспонатами, живописными полотнами и документами. Думается, что практика подобной организации выставок в нашем музее будет продолжена. Этим мы достигнем сразу двух целей: представляя зрителю все богатство собрания Центрального военно-морского музея, мы в то же время максимально насыщаем экспозицию музея уникальными предметами, увидеть которые ранее можно было только на временных выставках, - сказал директор ЦВММ Руслан Нехай.

Большого успеха у публики пожелал выставке ветеран Военно-Морского Флота и Центрального военно-морского музея контр-адмирал Кирилл Тулин, подчеркнувший, что благодаря именно таким событиям музейной жизни Центральный военно-морской музей становится все более востребованным и популярным у петербуржцев и гостей города.

С рассказом о жизни и творчестве Алексея Боголюбова, а также концепции представленной выставки перед гостями церемонии ее открытия выступила куратор выставки, хранитель фонда изобразительного искусства Центрального военно-морского музея Ольга Цехановская.

- Мы чтим Боголюбова как известного живописца, но сегодня уже мало кто вспоминает о том, что Алексей Петрович Боголюбов был и основателем первого в России публичного музея. Приходясь внуком Александру Радищеву, он назвал основанный в Саратове музей именем своего деда. Не чужд был Александр Петрович и литературному жанру, написав книгу воспоминаний «Записки моряка-художника». Именно это литературное произведение стало канвой выставки, каждый раздел которой предваряется цитатой из воспоминаний живописца, - сказала Ольга Цехановская, которая по сложившейся в ЦВММ традиции как куратор выставки провела по ней первую экскурсию.

Первые зрители увидели работы мастера из собрания Центрального военно-морского музея, начало которому положил дар художника, преподнесшего в 1888 году Морскому музею небольшое произведение «Клипер «Разбойник» в Гавре». Узнали они и о том, что в 1891 году Боголюбов передал в музей картину «Морской прибой в Ментоне». В 1899 году на Передвижной художественной выставке в Санкт-Петербурге картина была отмечена как одна из лучших пейзажных работ мастера. Эти работы положили начало коллекции произведений художника. В настоящее время в собрании Центрального военно-морского музея насчитывается около 70 его графических и живописных произведений.

Большой интерес у ценителей живописи Боголюбова вызвали также этюды и марины, созданные Боголюбовым и его учениками за границей. Этот период жизни Алексея Петровича весьма примечателен.  После 1873 года мастер постоянно жил и работал за границей, изредка приезжая на родину. Он был назначен попечителем над пенсионерами Академии художеств. Во Франции его мастерскую на Рю де Рома, 95 называли «Русский Париж». Здесь находили поддержку ставшие впоследствии известными художниками И.Е. Репин, В.Д. Поленов, И.П. Похитонов, А.К. Беггров, Н.Н. Гриценко, М.С. Ткаченко.

Один из разделов выставки повествует о том периоде жизни мастера, когда к юбилею Гвардейского экипажа в 1860 году живописец исполнил для альбома несколько рисунков с изображением императорских яхт. По заказу он создавал картины морских сражений, начиная с петровского времени и заканчивая событиями Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Мастер неоднократно выезжал на места военных действий, где с натуры делал зарисовки и эскизы для будущих полотен. «Атака катером «Шутка» турецкого парохода на Дунае в 1877 г.», «Взрыв турецкого броненосца «Люфти-Джелиль» на  Дунае 29 апреля 1877 г.» «Переправа русских войск через Дунай у Мачина. 1877 г.», –  эти картины и рисунки о войне также можно увидеть в зале экспозиции и на выставке.