В экспозицию ЦВММ возвращаются работы выдающихся скульпторов

В Центральном военно-морском музее продолжается совершенствование основной экспозиции. В ближайшее время в нее вернутся после реставрации скульптурные украшения трех кораблей Российского Императорского флота. Возвращение экспонатов намечено на февраль этого года, когда в ЦВММ пройдет IV Коллегия музеев военно-морской направленности.

Этим завершится процесс реставрации хранящейся в ЦВММ коллекции подлинных скульптурных украшений кораблей второй половины XIX века. Целью цикла реставрационных работ, проведенных в 2011-2018 годах, было подготовить все носовые и кормовые украшения кораблей к экспонированию в залах музея.

На суд зрителей будут представлены гипсовая модель носового украшения 17-пушечного корвета «Богатырь» (скульптор П. К. Клодт, 1860 г.); подлинное носовое украшение винтового фрегата «Александр Невский» (скульптор Н. С. Пименов, 1861 г.) и подлинное носовое украшение парусно-винтового броненосного фрегата «Князь Пожарский» (скульптор М. О. Микешин, 1868 г.). Работы по их реставрации в эти дни завершают специалисты реставрационной компании «Готланд».

Каждое из трех скульптурных украшений – работа известного мастера, несомненно, представляющая большую художественную ценность.

Скульптор и литейный мастер Петр Клодт получил наибольшую известность после создания четырех скульптурных групп «Укротители коней», над которыми мастер работал с 1833 по 1849 год. В 1850 году они были установлены на Аничковом мосту через Фонтанку и стали одним из символов Петербурга.

Николай Степанович Пименов - ав­тор па­мят­ни­ков адмиралу М.П. Ла­за­ре­ву в Се­ва­сто­по­ле, графу М.С. Во­рон­цо­ву в Тиф­ли­се (оба ус­та­нов­ле­ны в 1867 году), фельдмаршалу И.Ф. Пас­ке­ви­чу в Вар­ша­ве (ус­та­нов­лен в 1870 году), так­же фи­гур для ко­раб­лей «Алек­сандр Нев­ский», «Дмит­рий Дон­ской», «Пе­ре­свет», «Ос­ля­бя». Пре­по­да­вал в Пе­тербургской Академии художеств с 1855 года, ру­ко­во­дил скульп­тур­ным клас­сом ака­де­мии.

Равный в этом ряду - Михаил Осипович Микешин, прославившийся созданием памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. В 1860—1880-е годы Микешин стал самым популярным русским скульптором-монументалистом. Его памятники украшали многие города России — памятник Ермаку был воздвигнут в Новочеркасске, Козьме Минину — в Нижнем Новгороде, матросу Шевченко — в Николаеве, адмиралу В. И. Истомину — на Малаховом кургане в Севастополе. С русским флотом у Микешина было связано особенно большое количество заказов (флот был гордостью России в эпоху русско-турецких войн): им были выполнены памятники адмиралу С. Грейгу, «Победам русского флота», адмиралам В. А. Корнилову и П. С. Нахимову.