Мастерская военных художников-маринистов ЦВММ

 

2010 – Мастерская военных художников-маринистов

2007 – Студия военных художников-маринистов

2006 – Студия художников-маринистов

1994 – Студия военных художников (маринистов)

1963  – по решению Главнокомандующего ВМФ Студия художников-маринистов была создана на базе Центрального военно-морского музея

1962 – приказом начальника Студии военных художников имени М.Б.Грекова Студия художников-маринистов распущена

1954 – студия была объединена с московской Cтудией военных художников имени М.Б.Грекова

1952 – создана Студия художников-маринистов ВМС по приказу, подписанному военно-морским министром, адмиралом Н.Г. Кузнецовым

История Мастерской

Студия (ныне Мастерская) военных художников-маринистов Военно-Морского Флота СССР была создана в Ленинграде (приказ № 236 от 10 сентября 1952 года, подписанный военно-морским министром, адмиралом Н. Г. Кузнецовым).

После конкурсного отбора в состав студии были зачислены талантливые мастера изобразительного искусства, члены Союза художников СССР, знающие и любящие морской жанр и военно-морской флот. Поскольку студия создавалась как военная структура, всем зачисленным художникам были присвоены звания офицеров ВМФ. Общее руководство осуществлялось Главным политическим управлением ВМФ.

Перед студией как профессиональным творческим коллективом, работающим в области военно-морской тематики, были поставлены следующие задачи:

  • средствами изобразительного искусства отражать историю, героические подвиги военных моряков прошлого, жизнь, быт и боевую подготовку современ­ного Военно-Морского Флота;
  • вести средствами изобразительного искусства пропаганду Военно-Морского Флота среди советского народа и воспитывать личный состав флота в духе беспредельной преданности своей Родине;
  • создавать талантливые произведения изобразительного искусства, повествующие о подвигах моряков, для экспозиций военно-морских музеев страны, исполнять высокохудожественные копии с картин маринистов-классиков для украшения интерьеров культурно-просветительных учреждений флота и вновь строящихся боевых кораблей.

На должность художественного руководителя студии пригласили известного художника-баталиста, академика живописи Михаила Ивановича Авилова. Начальником студии был назначен капитан 1 ранга Федор Петрович Драчков. В состав студии вошли живописцы: Леонид Петрович Байков, Сергей Федорович Бабков, Андрей Сергеевич Бантиков, Анатолий Ильич Васильев, Александр Алексеевич Ефимов, Борис Григорьевич Ершов, Алексей Григорьевич Еремин, Георгий Алек­сеевич Калинкин, Валентин Александрович Печатин, Константин Михайлович Соболевский, график Николай Тимофеевич Куликов и скульптор Виктор Сергеевич Чеботарев. Кроме того, с флотов были приглашены талантливые самодеятельные художники — мичманы Борис Михайлович Бельтюков и Алексей Николаевич Вощинин, которые поначалу работали как копиисты. Впоследствии эти художники были приняты в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР (ЛОСХ) и проявили себя талантливыми мастерами живописи.

Творческая мастерская и административная база студии располагались в помещениях Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. Это давало возможность художникам, наряду с творческой деятельностью, активно изучать военно-морское дело, знакомиться с теорией и практикой подводного плавания. Маринисты участвовали в боевых учениях кораблей флота, в дальних походах, создавая на основе собранного материала реалистически правдивые произведения живописи, графики и скульптуры. Все работы, выполненные художниками студии, использовались по указанию Политического управления Военно-Морского Флота.

В связи с новыми тенденциями в оценке роли Военно-Морского Флота Главным политуправлением Советской Армии было принято решение о реорганизации ленинградской студии художников-маринистов, и в 1954 году она была объединена с московской студией военных художников имени М. Б. Грекова. С этого момента в работе ленинградской студии активизируется творческая и пропагандистская деятельность художников на кораблях, в частях ВМФ и подразделениях армии. Военно-морская тематика приобретает большой интерес среди художников студии имени Грекова.

Известные художники-грековцы создают замечательные произведения о военных моряках и флоте. Так, художник П. Т. Мальцев пишет монументальное полотно «Бой крейсера «Варяг», живописец Н. В. Денисов создает интересные работы о флоте — «Проходим Гибралтар», «Возвращение из похода», график П. И. Баранов выполняет серию гравюр о современном флоте.

В этот период художники-маринисты Ленинграда создали ряд значительных произведений живописи и графики, вошедших в экспозиции Центрального военно-мор­ского музея и других музейных собраний страны. Среди них работы С. Ф. Бабкова «На бастионах Севастополя», «Черноморский десант», «Моонзундское сражение», «Взятие революционными матросами Кронштадтского арсенала», А. С. Бантикова «На баке», «На линкоре», «У гюйса», В. А. Печатина «Штурм острова Корфу», «После успешных стрельб», «Утро революционного флота», «На праздничном рейде», «Подвиг лидера «Ташкент», Л. П. Байкова «Высадка морского десанта», «Возвращение из похода», «Северным морским путем», А. А. Ефимова «В штормовом походе», «Балтийское море», «В грозные дни». График Н. Т. Куликов представил серию офортов о подводниках Северного флота, скульптор В. С. Чеботарев изваял памятники морякам-кронштадтцам — И. Д. Сладкову, П. Н. Рыбкину, А. С. Попову, А. Г. Железнякову, выполнил памятник на могиле финских красногвардейцев, монументальную скульптурную группу «Октябрь».

Кроме того, мастера ленинградской студии успешно разрабатывали не только военно-морскую, но и армейскую тематику в целом. Живописец С. Ф. Бабков пишет картины «Сестричка», «Минеры», художник В. А. Печатин создает полотна о подвигах советских солдат в Великой Отечественной войне — «Последняя граната», «На подвиг», «Комиссар».

Укреплению творческих связей художников ленинградской студии и грековцев способствовали совместные командировки в воинские части, на военные маневры и морские учения. Выполненные в результате этих поездок многочисленные этюды дали бесценный материал для создания большого количества высокохудожественных произведений живописи и графики об армии и флоте страны. В Москве прошло несколько совместных выставок грековцев и ленинградских художников, высоко оцененных командованием Вооруженных Сил и широкими кругами общественности. 

Одной из неотъемлемых сфер творческой деятельности мастеров студии имени Грекова стало создание диорам и панорам, посвященных героическим событиям Великой Отечественной войны. К работе над эскизами монументальной панорамы «Сталинградская битва» были привлечены и ленинградские маринисты А. С. Бантиков и В. А. Печатин.

С 1952 по 1963 год, за более чем 10-летний период существования студии художников-маринистов, было создано более 300 больших тематических картин, около 250 авторских эстампов, общий тираж которых составил без малого 3000 листов, почти 150 высокохудожественных копий с работ известных маринистов прошлого, около 50 скульптурных произведений.

В 1953 году на должность художественного руководителя студии был назначен Александр Алексеевич Ефимов, находившийся на этом посту вплоть до ухода из студии по состоянию здоровья в феврале 1963 года.

В 1960-х годах в связи с решением правительства СССР о сокращении Вооруженных Сил Главное политуправление принимает решение о демобилизации части офицерского состава студий военных художников в Москве и Ленинграде. В декабре 1962 года приказом начальника студии военных художников имени М. Б. Грекова ленинградская студия была распущена, а ее офицерский состав демобилизован.

Ленинградские маринисты не могли смириться с ликвидацией хорошо зарекомендовавшего себя творческого коллектива. По поручению группы маринистов, художник В. А. Печатин в феврале 1963 года направляет секретарю ЦК КПСС Л. Ф. Ильичеву и Главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу флота С. Г. Горшкову письма, в которых были изложены обоснования необходимости восстановления в интересах Военно-Морского Флота творческой организации художников-маринистов. Положительный ответ от Главкома ВМФ Горшкова был получен уже через несколько дней. В марте 1963 года студия художников-маринистов в Ленинграде была восстановлена. Но на этот раз она стала работать при Центральном военно-морском музее. Это решение стало важным моментом для дальнейшего творческого становления маринистов — отныне они могли постоянно пользоваться консультациями научных сотрудников музея, им стали доступны богатейшие коллекции фондов и ценнейшее книгохранилище научной библиотеки одного из старейших музейных собраний страны.

Главной задачей художников обновленной студии становится создание произведений изобразительного искусства для экспозиции Центрального военно-морского музея, а также исполнение высокохудожественных копий с картин маринистов прошлого для интерьеров культурно-просветительных учреждений Военно-Морского Флота.

По новому штатному расписанию студии ее коллектив состоял из пяти живописцев, графика и скульптора. Руководителем студии был назначен Валентин Александрович Печатин. В состав студии помимо него вошли живописцы А. Г. Еремин, А. С. Бантиков, К. Г. Молтенинов, С.Ф. Бабков, график Н. Т. Куликов, скульптор В. С. Чеботарев.

Кроме создания авторских произведений живописи, графики и скульптуры для Центрального военно-морского музея маринисты выполняли и ответственные задания Главного штаба ВМФ. Так, в августе 1970 года студии была поручена большая и сложная работа по созданию эмблем кораблей и частей ВМФ СССР. Художественное решение каждой эмблемы представляло собой сложную геральдическую композицию, выражающую основную сущность объекта. Художники выполнили 38 цветных эскизов эмблем для перевода их в металл и столько же для воспроизведения в фарфоре. Для перевода в эти материалы были изготовлены макеты эмблем в натуральную величину. Для подготовки справочника эмблем были исполнены их цветные эскизы.

В 1971 году по заданию Главкома ВМФ маринисты создали эскизы нагрудных знаков командиров подводных лодок и надводных кораблей ВМФ, а также эскиз нагрудного знака «За дальний поход».

В 1974 году в стенах Центрального военно-морского музея прошла выставка «Художники-маринисты ВМФ» с участием девяти мастеров студии. Представленные на выставке полотна А. И. Васильева, О. С. Гадалова, А. Г. Еремина, К. Г. Молтенинова, К. Н. Славина, живопись и графика А. П. Байкова, В. А. Печатина, графические работы Н. Т. Куликова и В. А. Емельянова ярко отразили их большой вклад в развитие отечественной маринистики, в утверждение темы героизма и патриотизма, в разработку образа военного моряка — защитника государства и его национальных интересов. Выставка стала своеобразным творческим отчетом и смотром достижений студии художников-маринистов Военно-Морского Флота за более чем десятилетний период ее работы при ЦВММ.

Находясь в творческих командировках на флотах, художники помимо сбора богатейшего этюдного материала, который активно использовался впоследствии в творческой деятельности, выполняли серии набросков и рисунков, публиковавшихся в журналах «Морской сборник», «Советский моряк», «Старшина-сержант» и во флотских газетах.

В мае 1987 года В. А. Печатин по состоянию здоровья оставил должность руководителя, продолжая плодотворно работать в студии. В этой должности его сменил Сергей Варленович Пен, ныне Заслуженный художник Российской Федерации. За прошедшие полтора десятилетия изменились условия деятельности студии — идеологическая составляющая перестала довлеть над творчеством, расширилась тематика работ, стало больше произведений на историческую тему. Появилась возможность правдиво отражать художественными средствами события и персонажи отечественной военно-морской истории, находившиеся долгие годы в забвении. Однако осталось главное: по своей художественной направленности студия художников-маринистов является единственным творческим коллективом страны, работающим в жанре марины. Этой романтической теме, которая ко многому обязывает, студийцы служат верой и правдой, мастерством и знанием. Они много и плодотворно работают, совершенствуя свое умение, продолжая и развивая лучшие традиции русских художников-маринистов.

Итоги более чем 35-летней деятельности студии художников-маринистов в стенах музея нашли отражение в выставке «Маринисты — флоту», посвященной 290-летию ЦВММ и открытой в июле 1999 года. На ней были представлены работы студийцев — живописцев В. А. Печатина, С. В. Пена, В. П. Яркина, М. А. Кузнецова, М. В. Петрова-Маслакова, графика В. И. Овчинникова, скульптора 3. Г. Абашвили, а также акварели главного художника ЦВММ А. А. Троня, который принимал активное участие в работе студии и впоследствии влился в ее ряды. Выставка художественных произведений мастеров студии в полном составе проводилась в стенах музея впервые. Большинство экспонировавшихся работ было создано в 1990-е годы и явилось своеобразным творческим отчетом мастеров за этот период. Всего же за три с половиной десятилетия работы студии в стенах музея ее художники создали около 400 живописных полотен, более 200 произведений графики, свыше 100 скульптур.  

Валентин Александрович Печатин,
Заслуженный художник РСФСР, капитан 1 ранга,
руководитель студии художников-маринистов при ЦВММ с 1963 по 1986 год
( Из книги "Летописцы флота России. 50 лет студии художников-маринистов ВМФ")  

 



Ссылки по теме:
:: Звезды рассказывают о ЦВММ: Заслуженный артист России Евгений Дятлов
:: Персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации Андрея Троня к 60-летию со дня рождения
:: Персональная выставка «Сергей Макаров. Будни мариниста» художника мастерской военных художников-маринистов ЦВММ, члена Союза художников России к 60-летию со дня рождения
:: Откровение художника-мариниста М. В. Петрова-Маслакова