Выставка "Подвиг балтийского подплава"

9 мая 2021 года, к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне в филиале ЦВММ "Кронштадтская крепость" в здании Итальянского дворца открылась выставка, посвященная героическим действиям подводников Дважды Краснознаменного Балтийского флота в 1941–1945 годах.

К началу Великой Отечественной войны в боевом составе Краснознаменного Балтийского флота находилось 65 подводных лодок. Еще 30 субмарин, состоявших в учебной бригаде и бригаде строящихся и капитально ремонтирующихся подводных лодок, в боевой состав флота не входили. Высокие качества балтийских субмарин и их экипажей были неоднократно продемонстрированы в предвоенные годы. Тренировочные погружения, торпедные атаки, форсирование особо сложных участков и постановка минных заграждений являлись неотъемлемой частью боевой подготовки. Подводные лодки, входившие в боевой состав флота, были объединены в две бригады и укомплектованы квалифицированными командными кадрами, а также дисциплинированным, технически грамотным рядовым и старшинским составом.

В связи со вступлением в состав Советского Союза трех новых республик — Эстонии, Латвии и Литвы, накануне войны зона оперативного развертывания Балтийского флота значительно расширилась. Он вышел из восточной части Финского залива на просторы Балтики. Теперь корабельные силы флота были сосредоточены в главной базе в Таллине и военно-морских базах Кронштадт, Либава (Лиепая), Ханко и Усть-Двинск.

Однако разработанные до начала войны планы создания новых баз осуществить не успели. Масштабные строительные работы в Либаве, Ханко, на Моонзундских островах, в Палдиски и Таллине к началу Великой Отечественной войны завершены не были.

По приказанию народного комиссара Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецова в 23 часа 37 минут 21 июня 1941 года командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц объявил по флоту готовность № 1.

В первые же часы войны передовая маневренная база Балтийского флота Либава подверглась ударам вражеской авиации, а к концу дня противник подошел к ней вплотную. Командование базы предприняло попытку эвакуации гражданского населения и материальных средств флота. Во избежание захвата противником, то, что было невозможно эвакуировать, взрывали. Так, в самом начале войны Балтийский флот лишился ремонтировавшихся в Либаве пяти подводных лодок. Подводная лодка С-3, которая смогла выйти в море, но не имела возможности погружаться, была атакована ночью торпедными катерами противника и погибла в неравном бою.

Несмотря на первые потери, подводники Балтийского флота с первого дня войны начали выходить в море с целью уничтожения боевых кораблей противника и действий на морских сообщениях. Первым уничтоженным вражеским кораблем стал немецкий сетепрорыватель № 11, потопленный подводной лодкой С-11. За первые два месяца войны балтийские подводники записали на свой боевой счет еще несколько потопленных транспортов и подводную лодку противника. Оказались результативными и минные постановки, осуществленные советскими подводными заградителями на коммуникациях противника.

Уже 19 августа 1941 года вражеские войска вышли к передовым рубежам обороны Таллина. Более недели защитники этой военно-морской базы отражали атаки превосходящих сил противника. 27 августа было получено приказание о начале эвакуации флота в Кронштадт. Прорыв из Таллина предполагалось осуществить в походном порядке. В состав главных сил входили четыре подводные лодки. Во время тяжелейшего перехода на минах противника и от действий вражеской авиации погибло 16 боевых кораблей и 46 судов.

После оставления военно-морских баз в Прибалтике подводные лодки Балтийского флота базировались только на Кронштадт и Ленинград.

В начале сентября 1941 года все подводные лодки Балтийского флота были объединены в одну бригаду, состоящую из семи дивизионов. Эта реорганизация вполне оправдала себя, значительно упростив управление боевыми действиями.

После перехода флота из Таллина в Кронштадт в тылу противника осталась отрезанная от главных сил флота военно-морская база Ханко. Доставить грузы гарнизону попытались на подводной лодке П-1, но она погибла на переходе. В дальнейшем снабжение ханковцев и их эвакуацию осуществляли надводные корабли.

К сентябрю 1941 года обстановка для действий советских подводных лодок резко ухудшилась. С захватом противником южного берега Финского залива его артиллерия препятствовала переходам советских кораблей. Но, несмотря на это, подводной лодке П-2 удалось доставить из Кронштадта в Ленинград груз соляра, обеспечив тем самым находившиеся там подводные лодки в блокадную зиму 1941–1942 годов.

Для того чтобы разведать обстановку в Финском заливе, в район Хельсинки — Таллин вышли подводные лодки М-97 и М-77. Подводники доложили о возможности форсировать Финский залив. В результате было принято решение об отправке подводных лодок из Кронштадта в Балтийское море. В кампанию 1941 года подводники-балтийцы потопили 20 транспортов и боевых кораблей противника. Предположительно пять кораблей были повреждены. В достижении перечисленных результатов деятельность подводных минных заградителей была признана более успешной, чем использование торпедной стрельбы.

С наступлением зимы, по приказу Военного совета КБФ, командирами соединений из личного состава вверенных им кораблей были сформированы стрелковые подразделения по типу морской пехоты. На долю подводников выпала оборона участка реки Невы от Республиканского до Охтенского моста в Ленинграде.

В первую блокадную зиму противник предпринял несколько попыток уничтожить вмерзшие в лед подводные лодки. Они, как и плавучие базы, входили в общую систему противовоздушной обороны города, оперативно подчиняясь командиру 194-го зенитного артиллерийского полка КБФ, штаб которого располагался в здании Центрального военно-морского музея на Стрелке Васильевского острова.

В результате налетов немецкой авиации было повреждено более 20 подводных лодок. Но все же боевой состав подводных сил Балтийского флота удалось сохранить, и к началу кампании 1942 года почти все лодки были введены в строй. Необходимо подчеркнуть, что впервые в практике текущий, средний и капитальный ремонт был возложен на личный состав флота. Под руководством флагманских и дивизионных инженер-механиков подводники сами ремонтировали свои корабли, зачастую трудясь в две или три смены. При этом личный состав не освобождался от текущей боевой подготовки по плану зимней обороны.

В кампанию 1942 года подводные лодки в составе трех эшелонов (11, 9 и 15 единиц) были развернуты в центральной части Балтийского моря. Значительно повысил эффективность торпедных атак переход к тактике залповой стрельбы.

Совершив 35 боевых походов, преодолевая созданные противником в Финском заливе два противолодочных рубежа, подводники-балтийцы уничтожили более 40 транспортов врага. Успешные действия подводников-балтийцев вынудили противника издать директиву о серьезной угрозе морским перевозкам со стороны советских подводных лодок. Теперь вражеские транспорты стали посылать в море только в охранении боевых кораблей. Германское военно-морское командование перевело на Балтику часть кораблей противолодочной обороны с Северного и Норвежского морей.

Совершенствуя оборону своих коммуникаций, противник разработал план перекрытия Финского залива противолодочными сетями и выделил для этой цели дополнительные корабельные силы. После того как залив освободился ото льда немцы выставили двойное сетевое и минное заграждение. Общее количество выставленных мин составило более 2600 единиц. Одновременно было обновлено минное заграждение на Гогландском рубеже (2500 мин).

В 1943 году балтийские подводники предприняли несколько попыток прорыва противолодочных рубежей противника, но все они окончились неудачно. Для выполнения этого опасного задания из Ленинграда вышли шесть подводных лодок. В базу возвратилась только одна Щ-303 под командованием капитана 3 ранга И. В. Травкина. Остальные пять лодок погибли… Командование Балтийского флота приняло решение временно приостановить действия подводных лодок.

Активная боевая деятельность балтийских подводников возобновилась в сентябре 1944 года. Минная угроза на море оставалась очень серьезной. Но с выходом из войны Финляндии оперативная обстановка на Балтике изменилась к лучшему. В соответствии с условиями подписанных соглашений, корабли Краснознаменного Балтийского флота получили возможность базироваться на финские порты. Подводники начали подготовку к выходу в Балтийское море, используя шхерные фарватеры северного побережья Финского залива. Это позволяло действовать в обход неприятельских противолодочных позиций, которые в 1943 году преодолеть не удалось.

С конца сентября 1944 года советские подводные лодки начали группами выходить в море, значительно осложняя условия вражеских морских перевозок. В результате до конца года подводные лодки Балтийского флота совершили 23 боевых выхода, потопив более двадцати транспортов противника.

Действия подводников Краснознаменного Балтийского флота затрудняли перевозки сил и средств неприятеля. Группа армий «Север» недосчиталась дополнительных войск. Враг не получил нужного количества боевой техники, боеприпасов, топлива и продовольствия. Была нарушена перевозка стратегического сырья для заводов Германии, прежде всего железной руды из Швеции.

Холодным январем 1945 года подводные лодки выходили из Кронштадта и Хельсинки под проводкой ледоколов. Перед ними стояли задачи нарушать коммуникации противника в южной и юго-западной частях Балтийского моря, а также блокировать порт Либава. Отступая под ударами советских войск, противник ожесточенно сопротивлялся. Германское командование принимало все меры для эвакуации и переброски войск из района Данцига и из состава окруженной в Курляндии группировки на территорию Третьего Рейха.

Самой крупной победой балтийских подводников стало потопление лайнера «Вильгельм Густлов». С середины января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием капитана 3 ранга А. И. Маринеско вела поиск противника на подходах к Данцигской бухте. 30 января у мыса Риксгефт был замечен сторожевой корабль и огни большого судна. Маринеско подошел ближе к берегу и лег на параллельный транспорту курс. Выйдя в атаку, командир подводной лодки выпустил три торпеды. Все они попали в цель. Лайнер, на борту которого находилось около 6000 человек (по другим данным — более 10 000), опрокинулся на левый борт и затонул. Удачно маневрируя, подводная лодка С-13 ушла невредимой от начавших преследование кораблей охранения.

Оставаясь на коммуникациях противника, 10 февраля Маринеско вышел в атаку на крупное судно, шедшее в охранении трех миноносцев. Этим судном оказался лайнер «Штойбен», на борту которого вывозились из района Кенигсберга 3600 солдат и офицеров противника. Изменив курс, Маринеско атаковал врага из кормовых аппаратов, и две торпеды попали в цель. Занятые спасением людей с тонущего лайнера, миноносцы не преследовали подводную лодку.

15 февраля 1945 года С-13 возвратилась в свою базу — финский порт Турку. Только за один боевой поход эта лодка потопила два вражеских транспорта общим водоизмещением более 40 000 тонн. Такой блестящий результат — по уничтоженному тоннажу — не смог превзойти ни один из отечественных подводников.

Всего в завершающий период Великой Отечественной войны подводники Балтики совершили более 50 боевых походов, потопив и повредив более 70 транспортов врага.

Балтийское море по праву считается самым сложным театром военных действий для использования подводных лодок. Малые глубины, многочисленные отмели, острова и шхеры в значительной мере стесняли действия подводников. К этому необходимо добавить и чрезвычайно развитую систему противолодочной обороны противника.

Командование высоко оценило вклад подводников Краснознаменного Балтийского флота в победу в Великой Отечественной войне. Звания Героев Советского Союза были удостоены подводники — 23 октября 1942 года капитаны 3 ранга С. П. Лисин (С-7) и Е. Я. Осипов (Щ-406), 6 марта 1945 года — капитан-лейтенант М. С. Калинин (Щ-307), 20 апреля 1945 года — гвардии капитан 3 ранга И. В. Травкин (Щ-303), 8 июля 1945 года — капитан 3 ранга С. Н. Богорад (Щ-310) и гвардии капитан 3 ранга В. К. Коновалов (Л-3). Многие подводники были награждены орденами и медалями.

Приказом наркома ВМФ от 1 марта 1943 года стали Гвардейскими подводные лодки Балтийского флота Л-3, Щ-303 и Щ-309.

За годы Великой Отечественной войны орденом Красного Знамени были награждены подводные лодки Щ-323 (17 января 1942 года), Щ-406 и Щ-320 (23 октября 1942 года), «Лембит», Щ-307 и Щ-310 (6 марта 1945 года), К-52 и С-13 (20 апреля 1945 года). 8 июля 1945 года ордена Красного Знамени была удостоена Бригада подводных лодок Балтийского флота.

Заслуги балтийских подводников не были забыты после войны. Восстанавливая историческую справедливость, двум легендарным подводникам уже после смерти были присвоены высшие правительственные награды. В мае 1990 года звания Героя Советского Союза был удостоен командир подводной лодки С-13 капитан 3 ранга А. И. Маринеско. В декабре 1995 года звания Героя Российской Федерации удостоен командир «Лембита» капитан 2 ранга А. М. Матиясевич.

В сентябре 1994 года в Санкт-Петербурге открылся филиал Центрального военно-морского музея — Мемориальный комплекс «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”». В восстановлении подводной лодки участвовали Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», Балтийский завод и Ленинградская военно-морская база. Сегодня жители и гости города могут осмотреть принимавший участие в Великой Отечественной войне один из первых подводных кораблей советской постройки. Интересно ознакомиться с музейной экспозицией, посвященной истории Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы войны. В создании мемориала принимали участие сотрудники Центрального военно-морского музея, большую помощь оказали ветераны-подводники.

Отрадно, что стараниями многих граждан, небезразлично относящихся к истории своей Родины, память о героических подвигах балтийских подводников, показавших в боях с фашистскими захватчиками изумительную силу воли, стойкость и способность к самопожертвованию, сохраняется и передается грядущим поколениям. Славные деяния витязей глубин Балтики вписаны золотыми буквами в историю Отечества.

 

Выставка продолжит работу до 23 мая 2021 года.

ЭКСПОНАТЫ