25 октября в 16 часов Центральный военно-морской музей представит выставку, посвященную визиту российской эскадры во Францию в 1893 году

25 октября 2018 года в 16 часов в Центральном военно-морском музее открывается временная выставка «На пути к франко-русскому союзу. К 125-летию визита российской эскадры в Тулон».

Доминантами выставки стали масштабное полотно Леона Бакста «Карнавал на улицах Парижа в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года», а также уникальные расшитые шелковые знамена, подаренные русским морякам. Центральный военно-морской музей впервые  демонстрирует на выставке фотографии, запечатлевшие визит, отчеканенные к его проведению памятные жетоны и медали,  браслеты и броши, скульптуры, шейные платки и многочисленные сувениры.

На выставке можно будет также увидеть модель императорской яхты «Царевна» из коллекции императора Александра III, а также изготовленную в 1888 году в Японии из панциря черепахи модель участвовавшего в визите крейсера «Память Азова». Лучше прочувствовать атмосферу визита позволят также эскиз А.П. Боголюбова «Русская эскадра в Тулоне. 13 октября 1893 года» и картина «Французский порт Гавр», полотна Н.Н. Гриценко и М.С. Ткаченко, вырезки из иллюстрированных журналов тех времен.   

Напомним, что Франция стала одной из первых стран, с кем Россия обменялась визитами военных кораблей. 11 июля 1891 года к Кронштадту подошла расцвеченная яркими флагами и вымпелами Северная эскадра под командованием контр-адмирала Альфреда Альбера Жерве. В составе эскадры находились броненосцы «Marengo», «Marceau», «Requin», «Furieux», крейсер «Surcouf», авизо «Lanc» и миноносцы № 128 и 129. Кронштадтский порт был расцвечен флагами. Французским морякам был оказан горячий прием государственными властями и городской публикой. Через несколько дней на императорской яхте «Царевна» прибыли и члены августейшей семьи. Император Александр III лично посетил корабли французской эскадры, именно с тех пор Кронштадт и Тулон стали городами-побратимами.

13-29 октября 1893 года уже русская эскадра под командованием контр-адмирала Федора  Авелана пришла с ответным визитом в главную средиземноморскую базу французского флота — Тулон. В состав эскадры входили  корабли Балтийского флота — эскадренный броненосец «Император Николай I», крейсера «Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Рында» и черноморская канонерская лодка «Терец».

Французы сделали визит нашей эскадры национальным торжеством. Три французских броненосца на время визита взяли своеобразное шефство над русскими кораблями.  В честь визита местные мастера как именитые, работающие с Парижским монетным двором, так и неизвестные служащие частных мастерских выпустили именные и памятные медали  в дар русским офицерам и памятные жетоны о посещении французами российских кораблей. И в Тулоне, и на всем протяжении пути русской делегации по территории Франции при посещении городов проходили празднества с вручением подарков.

По прибытии русских моряков в Париж их приветствовал президент республики господин Сади Карно. Кроме бесчисленных балов, карнавалов, банкетов, парадов и фейерверков морякам были преподнесены альбомы с видами Парижа, уменьшенные модели-копии  скульптур, а также тканые гобелены и шелковые плакаты от различных спортивных и общественных организаций. Именного подарочного стяга удостоился и крейсер «Рында», состоявший в Гвардейском экипаже.

В январе 1894 года было окончательно завершено оформление русско-французского союза. «Франко-русская дружба, — отмечал в 1895 году «Вестник Европы», — сделалась залогом мира, а не орудием вражды». Основным итогом этого союза, который в дальнейшем стал основой Антанты,  явилось образование двух крупных противостоящих группировок  и существенное изменение в соотношении и расстановке сил в Европе.