Филиал ЦВММ «Подводная лодка Д-2 „Народоволец”» впервые участвует в Ночи музеев

Филиал Центрального военно-морского музея  «Подводная лодка Д-2 „Народоволец”» (Васильевский остров, Шкиперский проток, 10) впервые за годы своего существования участвует в акции «Ночь музеев» с 19 на 20 мая.

Как становятся героями, каков распорядок дня на подводной лодке, как проходит посвящение новобранцев – об этом и многом другом гостям подводной лодки Д-2 «Народоволец» расскажут настоящие морские волки, ветераны Военно-Морского Флота.

Перед входом в филиал, в 19:00, 20:30 и в 22:00 пройдут ретродефиле женской моды 1940-х годов. Рядом с музее расположатся два полевых лагеря времен Великой Отечественной войны, где в 19:30, 21:00 и 22.30 состоятся реконструкции исторических боев, посвященные морским десантам военного времени. Гостей также будут ждать полевая кухня и каша и чай по-флотски.  

------------------------------------------

Посетив музей,  гости узнают северных походах «Народовольца», когда летом 1933 года лодка в группе кораблей ЭОН-1 по только что построенному Беломорско-Балтийскому каналу перешла на Север, и 5 августа 1933 года вошла в состав Северной военной флотилии. В августе 1936 года «Д-2» под командованием капитана 2 ранга Л. М. Рейснера, в паре с "Д-1", посетила Новую Землю и, пройдя проливом Маточкин Шар, вышла в Карское море. Следующий поход лодка совершила к Лофотенским островам. Узнали моряки и об обеспечении радиосвязью подводной лодкой «Д-2» перелета летчика В.К. Коккинаки на самолете «Москва» из СССР в США в 1939 году.

Великую Отечественную войну экипаж Д-2 встретил  на Балтийском заводе.          Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941-1942 годов с ленинградцами. Тяжелая  обстановка  на сухопутном фронте зимой 1941-1942 года под Ленинградом   вынуждала  командование    флотом   укреплять   ряды защитников города. 15 человек  из экипажа ПЛ «Д-2»  во главе  с комиссаром лодки Я.Т. Кощубовым были включены в состав 2-й бригады морской пехоты и защищали город. Все они пали смертью храбрых.

Подводная лодка  под командованием капитана 3 ранга  Р.В. Линденберга первый боевой поход совершила с 23 сентября по 4 ноября  1942 года и уже на следующие сутки угодила в противолодочную сеть. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия из 13 человек на волнении и при холодной осенней погоде освобождала лодку от стальных тросов. Освобожденная от сетей,  «Д-2» прорвалась в Южную Балтику, торпедировала  у о. Борнхольм транспорт  «Якубус Фрицен» водоизмещением 4 090 т., а еще через   пять дней  атаковала конвой, в состав которого  входили два железнодорожных парома, перевозивших солдат вермахта. При возвращении лодку начали преследовать противолодочные корабли: в течение четырех  часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но, несмотря  ни на что, «Д-2» благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам главком ВМФ Николай Герасимович Кузнецов.

В послевоенный период лодка в составе Краснознаменного  Балтийского флота, в 1953-1954 годах участвовала в специальных испытаниях систем микроклимата для первых атомных подводных лодок. В 1956 году «Д-2» выведена из боевого состава флота и до 1987 года использовалась как учебно-тренировочная станция и базировалась в Кронштадте.

В конце 80-х годов  Правительство приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного  героям–подводникам Великой Отечественной войны,  ученым, конструкторам и судостроителям подводного флота. С 1987 по 1994 год проведены восстановительные работы на Балтийском заводе с участием ЦКБ МТ «Рубин» и Центрального военно–морского музея.

Среди «подводных музейных кораблей» России и других стран мира  подводная лодка  «Д-2» занимает   особое место. Это отмечают  многочисленные посетители и иностранные специалисты. Уникальность подлодки в том, что в период  строительства  ее на Балтийском заводе (1927-1931 гг.)     не было электросварки, и потому    люди своими глазами могут увидеть уникальный клепанный прочный корпус. Фактически все узлы и агрегаты, включая немецкий дизель МАN, воссозданы,  что позволяет увидеть, прочувствовать, в каких условиях жили  и несли боевые службы советские подводники.