ЦВММ готовит выставку «Женщины и море»

В Центральном военно-морском музее 7 марта 2018 года готовится к открытию выставка «Женщины и море», посвященная не столько Женскому дню 8 марта, сколько роли женщины на флоте, которая при ближайшем рассмотрении оказывается весьма значительной.

Отвлечемся от расхожего мнения, что женщина на корабле – быть беде. И речь сейчас не только о первой в мире женщине – капитане дальнего плавания Анне Щетининой или Нине Соколовой – также единственной в мире женщине тяжелом водолазе, по предложению которой в блокадный Ленинград проложили по дну Ладоги трубопровод для снабжения города жидким топливом. Примеров, когда в военные годы женщины заменяли мужчин, в том числе на флоте, множество. Достаточно вспомнить командира взвода морской пехоты Евдокию Завалий или единственную женщину-выпускницу Военно-морской академии,  кораблестроителя Александру Донченко, разработавшую в годы блокады Ленинграда проект Морского бронированного охотника.    

О судьбах этих и других героических женщинах можно будет узнать на выставке, но еще интереснее всмотреться в глубь веков и с удивлением обнаружить, что и в те времена, когда женщина, казалось бы, могла присутствовать на корабле лишь в качестве носового украшения (их модели также можно будет увидеть на выставке), дамы на корабле были и играли отнюдь не второстепенные роли.

Во время Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции 1733 – 1743 годов начальником одного из отрядов был назначен лейтенант Василий Прончищев, вместе с которым в море вышла его молодая жена Татьяна, что стало первым подобным случаем в истории великих арктических экспедиций. В русско-шведскую военную кампанию 1788 – 1790 годов, 21 мая 1789 года небольшой 24-пушечный бриг «Меркурий» под командованием будущего адмирала Российского флота капитан-лейтенанта Романа Кроуна в упорном бою заставил спустить флаг 44-пушечный шведский фрегат «Венус». В этом походе на борту брига «Меркурий» находилась жена Кроуна Марфа, которая во время боя оказывала помощь раненым. Нельзя, конечно, не упомянуть и о Ерминии Жданко, судовом враче шхуны «Святая Анна», на котором Георгий Брусилов отправился в 1912 году вдоль северных берегов России через Берингов пролив до Владивостока.

До сегодняшних дней не забыто и  глубоко почитаемо имя Анастасии Ширинской-Манштейн, дочери морского офицера, которая будучи свидетельницей эвакуации кораблей Черноморской эскадры из Крыма в годы Гражданской войны внесла большой вклад в сохранение исторических реликвий и памяти о Русской эскадре и ее моряках.

Среди этих женщин, связавших свою жизнь и судьбу с флотом, не было августейших особ, а между тем прекрасная половина российской императорской семьи оставила в истории отечественного флота очень яркий след. Кто не знает, что взлет побед русского флота в военных кампаниях с Турцией и Швецией приходится на правление Екатерины II, прекрасно понимавшей, что величие Российской империи во многом зависит от могущества русского флота. Менее известен, но примечателен факт, что урожденная Великая княжна Ольга Константиновна, дочь генерал-адмирала Российского флота, великого князя Константина Николаевича, будущая греческая королева стала единственной в мире женщиной-адмиралом Российского флота (почетным). Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III, в 1892 году стала Августейшим шефом (вторым и последним) Морского Гвардейского экипажа.

Более подробно об этих и других фактах из истории Российского флота вы сможете узнать 7 марта, когда в Центральном военно-морском музее откроется выставка «Женщины и море».