Выставка "Рожденный революцией. Красный Флот. К 100-летию со дня создания"

Декрет о создании Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ) был принят Советом Народных Комиссаров 29 января (11 февраля по новому стилю) 1918 года. Этот декрет, а также декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), опубликованный 15 (28) января того же года положили начало строительству вооруженных сил нового типа – армии и флота рабочих и крестьян. Большой вклад в создание и укрепление РККА и РККФ внесли военные специалисты прежних армии и флота. В марте-апреле 1918 года в труднейших условиях боевые корабли и вспомогательные суда Балтийского флота в ходе Ледового похода, были переведены из Ревеля (Таллин) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт и Петроград. В результате было спасено 226 кораблей. В годы Гражданской войны и в период иностранной военной интервенции моряки РККФ сражались на морях, озерах, реках и на суше, составляли команды бронепоездов, обеспечивали действия военно-воздушных сил и транспортные перевозки. Среди них прославившиеся А. Н. Бахтин, Б. А. Жемчужин, И. И. Вахрамеев, А. Г. Железняков, Б. Ф. Любимов, Н. Г. Маркин, М. И. Мартынов, В. В. Севастьянов, В. П. Громов, П. Д. Хохряков, К. И. Пронский и многие другие.

После окончания Гражданской войны и интервенции флот находился в крайне тяжелом положении. Корабельный состав уменьшился вдвое, материальная часть кораблей была изношена до предела. Началась работа по восстановлению портов и судостроительных предприятий, ремонту кораблей и судов. Восстановление флота, организацию подготовки его сил возглавляли талантливые военачальники: А. К. Векман, М. В. Викторов, Л. М. Галлер. К. И. Душенов, З. А. Закупнев, А. П. Зеленой, В. И. Зоф, И. К. Кожанов, Р. А. Муклевич, А. В. Немитц, Я. И. Озолин, В. М. Орлов, Э. С. Панцержанский, Ф. Ф. Раскольников и другие. Были восстановлены Балтийский и Черноморский флоты. В 1932 году создается Тихоокеанский флот, а в 1933 году – Северный флот. Принятая правительством судостроительная программа была нацелена прежде всего на создание крупных артиллерийских кораблей – линкоров и тяжелых крейсеров, превосходящих по своим боевым качествам лучшие иностранные корабли. Так, были заложены три линейных корабля типа «Советский Союз» и два тяжелых крейсера, началось проектирование двух авианосцев для Тихоокеанского и Северного флотов. Одновременно строился подводный флот, и создавались легкие силы. Однако в октябре 1940 года в условиях непосредственной угрозы нападения фашистской Германии правительство постановило: сосредоточить усилия на строительстве легких сил и на достройке крупных кораблей с высокой степенью готовности. Силы флота принимали участие в локальных конфликтах и войнах 30-х годов.

В двадцатилетний период между Гражданской и Великой Отечественной войнами советский Военно-Морской флот развивался и укреплялся. В его составе находились три линкора, семь крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 22 сторожевых корабля, 218 подводных лодок, 269 торпедных и других катеров, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками, вспомогательные суда, около 2500 самолетов морской авиации, более 250 артиллерийских батарей береговой обороны. Были подготовлены командные, политические и административно-технические кадры ВМФ. В первые часы войны все флоты были своевременно приведены в боевую готовность, успешно отразили первый удар противника и развернули активные боевые действия.

 

 

Живопись и скульптура, первые награды революционных моряков, их оружие и обмундирование, уникальные документы тех лет и модели первых советских кораблей. Из этой пестрой, на первый взгляд, мозаики складывается цельная стройная картина, рассказывающая о непростом рождении Красного Флота, его легендарных командирах и первых победах. Выставка обещает быть интересной и для людей старшего поколения и для молодежи.

Выставка будет работать с 23 февраля по 09 декабря 2018 года

 

Куратор выставки: старший научный сотрудник Е.Д. Собакарь

Художественное решение: главный художник ЦВММ В.Ю. Сергеев

Буклет выставки

ЭКСПОНАТЫ